С программой своего «Ностальгического кабаре» она выступает на разных площадках Москвы, Подмосковья, но иногда их дуэт с верным партнером-аккомпаниатором, блестящим пианистом Валерием Лифановым приглашают и за границу.
Бывая на концертах, вернее, музыкально-драматических вечерах заслуженной артистки России Татьяны Кабаш, я всегда поражаюсь разнообразию ее вокальной «палитры». Ее сочное и глубокое контральто удивительно «подвижно»: в зависимости от жанра и характера исполняемого произведения оно может быть вкрадчивым и нежным, дерзким и вызывающим, насмешливым и ироничным. Наверное, секрет таких магических превращений в том, что Татьяна Кабаш – прекрасная драматическая актриса, и это, безусловно, сказывается на ее пении. Кстати, сама она, по-моему, так до сих пор и не решила, к какому из искусств больше склоняется ее сердце. Актриса, особенно в последнее время, старается разнообразить свои вечера чтением прозы и поэзии, и, судя по всему, это нововведение очень по сердцу и ей самой, и ее постоянным зрителям.
С программой своего «Ностальгического кабаре» она выступает на сценах Московского дома ученых, Дома журналистов, Культурного центра Вооруженных сил, Политехнического музея, а также их дуэт с верным партнером-аккомпаниатором, блестящим пианистом Валерием Лифановым приглашают за границу. Были они в США, Германии, Голландии, Бельгии, Люксембурге, и всегда - с неизменным успехом. Но, конечно, главное для Татьяны – свои зрители, которые не пропускают ее выступлений. Автор этих строк не раз наблюдал, как увлажняются их глаза после спектаклей-концертов, как торжественно и трепетно преподносят Татьяне роскошные букеты цветов ее почтенные седовласые «фэны». И самое главное – это атмосфера счастья, которую изумительная актриса умеет создать на своих вечерах.
Т.Кабаш выступает с оркестром «Рапсодия»
Бывая на концертах, вернее, музыкально-драматических вечерах заслуженной артистки России Татьяны Кабаш, я всегда поражаюсь разнообразию ее вокальной «палитры». Ее сочное и глубокое контральто удивительно «подвижно»: в зависимости от жанра и характера исполняемого произведения оно может быть вкрадчивым и нежным, дерзким и вызывающим, насмешливым и ироничным. Наверное, секрет таких магических превращений в том, что Татьяна Кабаш – прекрасная драматическая актриса, и это, безусловно, сказывается на ее пении. Кстати, сама она, по-моему, так до сих пор и не решила, к какому из искусств больше склоняется ее сердце. Актриса, особенно в последнее время, старается разнообразить свои вечера чтением прозы и поэзии, и, судя по всему, это нововведение очень по сердцу и ей самой, и ее постоянным зрителям.
- Татьяна, позволю себе задать вам «сакраментальный» вопрос: кто вы – поющая актриса или певица, которая иногда выходит на театральную сцену?
- Я не знаю. С детства я мечтала стать артисткой, и уже в три-четыре года каждая лестничная клетка была для меня сценой. Кстати, поначалу я училась танцевать, но болезнь помешала моей танцевальной карьере. Со временем это «компенсировалось» тем, что у меня неожиданно появился голос, и мне захотелось петь. Я поступила в оперную студию при Большом театре, которая называлась Певческой школой. Педагогами были солисты Большого театра, а основателями школы были Марк Рейзен и Лариса Алимасова. Но певицей, а точнее - вокалисткой, я себя не считаю. Наверное, меня можно назвать просто исполнительницей песен и романсов прошлых лет. Учитывая это, считаю возможным вольнее относиться к правилам вокала, например, в дыхании.
Я его могу иногда взять не по правилам, а тогда, когда «попросит» моя душа или потребует драматургия песни. Могу, например, не спеть «в голос», а просто проговорить какие-то строчки.
- Значит, при определенном стечении обстоятельств вы могли бы стать оперной певицей?
- Наверно, не могла бы. Поэтому и ушла из студии, проучившись два года. Дело в том, что в опере есть определенные каноны. Если у певицы низкий голос, то она должна быть высокой, солидной. А у меня, как вы, наверное, заметили, нет ни высокого роста, ни солидности, и мне вряд ли довелось бы петь сольные партии меццо-сопрано или контральто в опере. А стоять в хоре я не хотела, это не мое. Я по натуре солистка.
- И как дальше развивались ваши вокальные «университеты»?
- Я поступала и в ГИТИС, и в музыкальное училище на вокальное отделение, но, в конце концов, выбрала Государственное училище циркового и эстрадного искусства. И ничуть не жалею, потому что мне выпало великое счастье встретить там замечательных педагогов! Руководителем курса у нас была народная артистка России Надежда Ивановна Слонова, у которой учились такие знаменитости, как Геннадий Хазанов и Илья Олейников. А непосредственно со мной работала Ганна Алексеевна Грановская - удивительная женщина, потрясающий педагог, которой обязаны своей карьерой многие артисты, в частности, Жанна Бичевская. Ганна Алексеевна была гениальным режиссером, умела раскопать в своих учениках что-то истинное, раскрыть их индивидуальность и «органику». Надеюсь, так случилось и со мной.
- Пришлось ли вам что-то «ломать» в себе и своем голосе, учась после оперной студии в Училище циркового и эстрадного искусства?
- Эстрадная манера пения давалась мне с большим трудом. В процессе переучивания ломался голос. И не просто ломался, но даже исчезал! Ведь эстрадное пение – это совершенно иная «подача» звука. В прежние годы мне приходилось иногда в первом отделении концерта петь третью песню Леля из «Снегурочки», а во втором - эстрадные песни. После этого я неделю не могла не то что петь, но даже говорить. Мужчинам в этом смысле проще, они могут одним голосом спеть с разной подачей. Но у женского организма другая специфика. Один из педагогов училища, блистательный музыкант Юрий Владимирович Формаковский сказал, что совмещать эти две подачи невозможно и я должна окончательно выбрать для себя что-то одно.
Я выбрала эстраду, и Юрий Владимирович начал ставить мне «эстрадный голос». И через какое-то время у меня проявился «открытый звук». Я пела в оркестровой «открытой» манере с джаз-рок-оркестром «Рапсодия» по тем правилам, которые главенствовали в восьмидесятые годы. Потом мы с Ганной Алексеевной определили другое направление для моей программы. Естественно, изменилась и манера пения.
- Что это была за программа?
- Мы слушали очень много записей и, в конце концов, решили взять за основу песни и романсы начала двадцатого века, причем исполнять их именно в той манере, в какой это звучало тогда. Это был «привет» гениальным исполнителям того времени, таким как Изабелла Юрьева, Тамара Церетели, Клавдия Шульженко. Это была другая актерская задача. Я слышу, как многие нынешние молодые исполнители пытаются осовременить старый городской романс. Но мне важно ощущать себя в стилистике того времени, понимать, что каждая песня, каждый романс – это маленький спектакль, новая роль.
Т.Кабаш в студии "Театр" Алексея Левинского
- Но ведь вас иногда «заносило» совсем в иные сферы, далекие от старинных романсов?
- Да, это так. Однажды, когда я была еще студенткой, Ганна Алексеевна буквально притащила меня в Театр эстрады на концерт замечательной итальянской певицы Мильвы, которая приехала в Москву не со своим традиционным эстрадным репертуаром, а с программой зонгов Брехта-Вайля. Для многих это стало настоящим открытием! После концерта я упросила Ганну Алексеевну попробовать что-то в этом жанре со мной, потом даже сыграла роль Дженни Малины в спектакле Алексея Левинского «Трехгрошовая опера» на Малой сцене Театра им. М. Н. Ермоловой. Были и другие пробы в этом жанре, например, спектакли «Брехт-Вайль-концерт», «Гувернер». Кстати, Алексей Левинский – это сын Ганны Алексеевны.
- Вы, как мне помнится, играли у него не только в брехтовских спектаклях?
- Да, Алексей Левинский ставил музыкальный спектакль на музыку известного ныне композитора, живущего в Париже, Сергея Дрезнина по «Маленьким трагедиям» А.С. Пушкина. Этот российско-австрийский проект назывался «Crossroads». Спектакль мы играли не только в нашей стране, но и в Вене, и в Берлине. Я пела партии Луизы («Пир во время чумы»), Лауры («Каменный гость») и без ложной скромности считаю, что они мне удались. После одного из спектаклей я кому-то сказала, что роль Лауры отчасти заменила мне Кармен, которую я всю жизнь мечтала сыграть и спеть. Левинский об этом узнал и загорелся идеей поставить «Кармен». Так спонтанно родился спектакль «Клоуны», который шел на сценах Театра им. Ермоловой и Театра «Около». Второй его частью стал драматический вариант по либретто оперы Жоржа Бизе «Кармен», и я в нем спела все известные арии Кармен. Таким образом исполнилась моя мечта…
- Однако наступило время, когда вы решили создать свое дело, не так ли?
Т.Кабаш с концертмейстером В.Лифановым
- «Свое дело» – это громко сказано. Все произошло, что называется, «от нищеты». Когда наступило «безвременье», не стало концертов, я поняла, что если я сама что-то не предприму, то за меня это не сделает никто. И решила не ждать у моря погоды. Поняла еще и то, что не только я нахожусь в таком положении, что я должна как-то объединить моих друзей-актеров, находившихся в состоянии «неприкаянности». И тогда я попробовала провести «салонные вечера» в гостиной Центрального дома Российской армии. Пела, прежде всего, сама, потом стала приглашать других исполнителей, своих коллег. Так родился мой салон. Он там существовал несколько лет. Потом для него мне предложили Большой зал Московского дома ученых на Пречистенке, где и сейчас проходят вечера.
- Вы всегда поете в сопровождении одного и того же музыканта?
- Да, у меня неизменный партнер - Валерий Лифанов. Он замечательный пианист, блистательный аккомпаниатор, лауреат всероссийского конкурса. Мы с ним уже восемнадцать лет вместе, работали еще в оркестре электромузыкальных инструментов под управлением народного артиста СССР Вячеслава Мещерина. Поэтому понимаем и чувствуем друг друга абсолютно.
- Вы в последнее время на своих вечерах не только поете, но и читаете со сцены прозу и стихи. Это обусловлено желанием как-то разнообразить свое творчество?
- Да, в этом и проявляется актерская сущность. Ведь интересного материала очень много! Например, у меня есть спектакль «История и стихи Анжелики Сафьяновой». Это вымышленный персонаж, этакий Козьма Прутков в юбке. Ее «придумал» знаменитый писатель Лев Никулин. Это замечательное произведение, которое вряд ли кто услышит в другом месте. Я его «выкопала» в старинных дедушкиных книгах. Внутри спектакля звучат и стихи, и проза, и романсы. Конечно, захотелось донести эту работу до публики.
- Сейчас, как известно, кризис. Но билеты на ваши вечера в Доме ученых очень дешевы, не думаю, что они приносят вам огромные доходы. Между тем, вы с вашими данными вполне могли бы ездить по городам и весям и «стричь купоны», подготовив соответствующую «попсовую» программу!
- Наверное, есть какой-то внутренний цензор, который вложила в меня Ганна Алексеевна Грановская. Кстати, она была достаточно строгой и взыскательной и по отношению к себе самой. А с другой стороны, у меня просто нет административного, менеджерского таланта, чтобы уметь устраивать «чес», как говорят актеры. Конечно, хорошо, когда тебе хорошо платят. Но это не главное. Я вполне могу жить на то, что у меня есть, а главное - делать то, что мне интересно, что я считаю нужным и важным.
- Но ведь зрителя надо привлекать!
- Согласна, сейчас у зрителя есть некоторая инертность, да и финансовое положение многих нестабильно. Поэтому не каждый рискнет пойти на неизвестное имя, написанное на афише. Но если человек пришел и ему понравилось, он потом приходит уже не один, а кого-то еще с собой приглашает. Я часто работаю в подмосковных санаториях и домах отдыха. Это важно для меня. И если в городе многие бы прошли мимо моей афиши, то на отдыхе люди идут на концерт с удовольствием. И потом очень многие становятся моими постоянными зрителями.
- Часто ли сбывались ваши творческие мечты?
- Я уверена, что мысль материальна. Вспомню опять историю с Кармен, которую мне всегда так хотелось спеть. И это случилось, пусть и в драматическом спектакле!
- Ну, раз мысль материальна, давайте вместе «замыслим» что-то сокровенное, чтобы оно материализовалось. О чем сейчас мечтается?
- В Нью-Йорке мы выступали в кафе «Anyway». Это богемное русское заведение, клуб, куда приходят студенты и творческая публика – художники, музыканты. Были там люди из разных стран, которые обосновались в Нью-Йорке. Однажды ко мне подошел художник родом из Парижа, который давно уже живет в Америке. Он все время вспоминал Париж и говорил мне: «Ох, Таня! Как бы ты была к месту в Париже!»
- Да, он прав. У вас, безусловно, парижская аура…
- Но, к сожалению, я не была там ни разу. Поэтому моя мечта – выступить там, например, в Русском доме…
Т.Кабаш с губернатором Московской области Б.Громовым
- Влияют ли на вас как актрису и исполнительницу песен реалии нашего времени: кризис, снижение (повышение) цены на нефть, межрегиональные конфликты?
- Нет, ничуть! Сцена - это вообще удивительная вещь, на ней излечиваешься, если болен, и забываешь обо всем плохом, а уж о нефти – тем более.
- В финале задам самый простенький вопрос: зачем вам все это нужно - выходить на сцену, ехать по подмосковным дорогам на концерты в санатории, устраивать ностальгические вечера?
- Это моя жизнь. Надеюсь, мне удается донести мою любовь своим слушателям. Я это чувствую, когда вижу их сияющие лица. Кроме того, я всегда радуюсь, когда удается представить зрителям своих коллег-актеров и музыкантов. Часто мои вечера заканчиваются общим исполнением любимой песни или романса. Когда это случается, я считаю, что все получилось. Если после двухчасового концерта зрители не устают, не уходят, а с удовольствием поют и наши души сливаются воедино - это великое счастье для меня и, надеюсь, радость для зрителей!
Павел Подкладов, театральный обозреватель
Журнал Антураж